Здоровая тенденция

В вопросе о натуральности молока есть немало тонкостей. Натуральное молоко — то есть продукт из-под коровы — можно выпить только в деревне или купить его, скажем, в трехлитровой банке на рынке у бабушки.

Здоровая тенденцияОднако никакие справки у продавца не гарантируют отсутствия в таком молоке вредных микробов. Чтобы их убить, на молокозаводах производят термическую обработку молока — пастеризацию или стерилизацию.

«Пастеризация — процесс более щадящий по отношению к природным свойствам молока, чем стерилизация,— рассказывает ИП заместитель директора Всероссийского научно-исследовательского института молочной промышленности Татьяна Остроумова.— Он убивает вредные микроорганизмы — например, кишечную палочку,— а полезная микрофлора молока, витамины, ферменты остаются. При этом сохраняются и бактерии, вызывающие молочнокислое брожение — потому и срок хранения такого молока недолгий, как правило, до пяти дней».

При стерилизации, напротив, происходит тотальное уничтожение микрофлоры — как вредной, так и полезной. К слову, стерилизованное молоко мало того, что хранится до полугода — оно вообще не скисает в обычном понимании этого процесса. Такое молоко делается горьким, неприятным на вкус, но простокваши или творога из него не получишь.

Если в советское время львиная доля молока продавалась именно пастеризованным (редкое исключение — «Можайское»), то сегодня его практически полностью вытеснил стерилизованный продукт. На определенном этапе он оказался выгоден и производителям, и продавцам, и потребителям.

«Несколько лет назад производители думали лишь о том, как занять и удержать свою долю рынка,— объясняет ИП директор компании СVS Consulting Михаил Мищенко.— Для захвата рынка холдингам оказались удобнее «долгоиграющие» молочные продукты со сроком хранения от трех месяцев до полугода. Такие продукты удобны и магазинам, поскольку не требуют хранения в холодильнике».

Покупателям «вечное» тоже открывало невиданные возможности: закинул на дачу несколько коробок, и жена с ребенком обеспечены молоком на весь сезон.

Сейчас московский рынок молокопродуктов насыщен, и чтобы увеличить продажи, производители пытаются завлечь покупателя все новыми изысками, вплоть до варенца и айрана. Самое время, казалось бы, вернуть и «более натуральное» пастеризованное молоко. Однако, по словам специалистов, «экотренд» — предпочтение молока пусть с меньшим сроком годности, но сохранившего больше природных свойств — еще только оформляется в потребительском сознании.

«Желание покупать «короткоживущие» молочные продукты появляется в крупных городах с плохой экологической обстановкой,— говорит Михаил Мищенко.— Для таких покупателей цена товара играет второстепенную роль». Однако преодолеть барьер доступа на рынок производителям скоропортящегося молока оказывается нелегко. «В крупных торговых сетях с производителя могут потребовать «плату за вход», то есть за возможность войти в число поставщиков, что ограничивает многие, особенно небольшие компании, в продвижении своей продукции»,— рассказывает Василий Ходов, заместитель председателя правления холдинга «Русское молоко» (торговая марка «Рузское молоко»). «Пастеризованное молоко — скоропортящийся товар,— комментирует Мищенко из СVS Consulting.— Продавать его сложно. При этом ассортимент продукции супер— и гипермаркетов широк — для нового брэнда придется освобождать место на стеллажах и прилавках. И нет гарантий, что он будет успешно продаваться. Вот за этот риск и берется плата».

Кроме того, небольшим производителям пастеризованного молока — как тому же «Русскому молоку» с его всего 40 тонн в день, что на порядок меньше выработки крупных заводов,— физически трудно представить брэнд во многих сетевых магазинах. Даже если бы всюду пускали бесплатно — продукта не хватит.

Продвигать молоко с коротким сроком хранения через специализированные магазины экопродуктов также не удается — по причине почти полного отсутствия в столице подобных магазинов. «Рузское молоко», по словам Ходова, было единственной российскоймолочной продукцией, которая продавалась в экомаркете «Рыжая тыква» на Малой Грузинской улице.

Да только магазин, проработав полтора года, в 2005 году закрылся. Экосупермаркет «Грюнвальд» не спешит начать работу с российскими производителями. Как рассказал ИП руководитель этого проекта Евгений

Тростенцов, «Грюнвальд» пока предлагает продукцию только из стран ЕС. Камень преткновения — биосертификат, свидетельствующий о том, что продукт на 100% является экологически чистым. «В России сегодня нет законодательной базы, которая обеспечила бы развитие экологического земледелия, а также позволила бы контролировать законность нанесения на продукцию экомаркировки,— сообщил Тростенцов.— Мы будем работать только с теми российскими поставщиками, которые пройдут европейскую биосертификацию».

Тем не менее пастеризованное молоко в магазинах найти можно. «Останкинский молочный комбинат производит сразу два вида пастеризованного молока в линейках «Останкинское» и «36 копеек»,— рассказывает ИП ведущий специалист департамента стратегического развития Останкинского комбината Ольга Мезенцева. — Оба брэнда присутствует практически во всех торговых сетях.

Недавно мы вывели на рынок молоко «36 копеек» в экономичной полиэтиленовой упаковке и уже договорились о поставках с несколькими крупными сетями».

В общем объеме питьевого молока, производимого «Останкинским», доля пастеризованного растет и сегодня составляет 20% — причем на столько же процентов ниже его себестоимость. Менее полезное стерилизованное молоко стоит дороже пастеризованного: срок реализации последнего не превышает пяти суток, поэтому ему не требуется специальная упаковка со многими «уровнями защиты» продукта.

«Чтобы разлить молоко, скажем, в TetraPak, недостаточно купить бумажные пакеты,— объясняет ИП Иван Лазуренко, совладелец компании по производству упаковки «Профитекс».— Нужно заплатить за разрешение на использование технологии, за оборудование».

Да и сама стерилизация обходится дороже пастеризации. В итоге цена пастеризованного «Останкинского» молока жирностью 3,2% в магазине начинается в среднем от 16 руб. за литр, а такого же, но стерилизованного — от 20 руб.

Москвичам известны и другие брэнды пастеризованного молока: «Вкуснотеево», «Пастушок», «Простоквашино». Из-за ограниченности срока хранения их подчас приходится «ловить»: магазин не хочет завозить помногу — боится, что продукт испортится на полке, поэтому работает с малыми партиями.

Помимо срока хранения молока, приверженцы здорового питания обращают внимание и на его ингредиенты. На вопрос СVS Consulting: «Покупаете ли вы продукцию с содержанием сухого молока?» — 76% респондентов ответили «нет», 21% — покупают, остальные не обращают «на эту мелочь» внимания. Но при этом посетители молочных отделов московских магазинов, где проводился опрос, явно выдали желаемое за действительное. Если в случае с молоком неизвестно, когда и сколько при его изготовлении добавляли сублимированного продукта, то некоторые молокопродукты, позиционирующиеся как очень полезные, только из
порошка и делаются.

Картофель запеченый с паниром

Вместе с другим овощным блюдом и несколькими чапати алу гауранга составит полноценный обед.

...

Белый редис с золотистой тыквой

Мули кадду фугатх

Белый редис составляет приятный контраст с золотисто-оранжевой тыквой....

Торт с бананами и ананасами
  • 175 г муки с разрыхлителем теста
  • 1/2 ч.л. соды
  • 1 ч.л. молотой корицы
  • 100 г сахарной пудры
  • 100...
Помадка из сухого молока

Кхара барфи

Многие века ведические кондитеры готовили эту молочную помадку барфи из одних и...

Пшенный суп

Ингредиенты:

  • 1,5 л воды
  • 1/2 ст. пшена
  • 1 морковь
  • соль, перец
  • лавр. лист, зелень
  • 3–4 клубня...
Йога и вегетарианство

В определённый момент те, кто практикует йогу, переходит в вегетарианство и им индийская...